• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Итальянский дневник
    В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го.

    Итальянский дневник В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го.

    //[1] В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го.

    Ливурна в окружности своей имеет с не болшим милю, жителей в ней щитают от 45 до 50 тысяч, живущих по причине тесноты на земли болшою частью на воздухе.

    На Морской площади есть мраморная статуя Ерц-Герц[ога] Фердинанда работы Такка — ученика Giov[anni] Bologna1, которой дурную сию статую окружил 4-мя прекрасными бронзовыми пленниками, прикованными у подножия оной, унижающими // [1 об.] [не] столко красотами своими статую, сколко варварским намерением представленнаго в оной героя.

    В Соборной церкве на правой руке при входе в оную есть мавзолея, одному ливурнскому губернатору поставленная, мне показалась2 заслуживающею внимание хорошею мыслею художника, представившаго в доволно совершенном искустве из мрамора военную силу (б. к.), держащую над гробом портрет губернатора М. Бори, // [2] у коего время гиний похитил косу; записывает дела его в книгу летописи, которую держит гиний вечности; между тем двое других открывают завесу оной.

    Дом Совета на площади (la Casa del Consiglio) весь мраморной.

    В доме аглинскаго консула, г. Удни называемаго, лутчия картины, кои я видел, суть:

    1-я. Даная, сидяшая на постеле [илл. 1], в ногах у ней купидон росту юношескаго, держаший одною рукою // [2 об.] покрывало, другою подбирающий золотой дождь, внизу — подле голов кровати — два гиния: земной без крыльев, пробующий на оселке золотыя капли; другой прекрасный, упражненный с ребяческою привязанностию и недоумением, на том же оселке пробуя конец стрелы своей.

    Итальянский дневник В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го.

    Илл. 1. Correggio. Danae
    Корреджо. „Даная“ (ок. 1530; к л. 2).

    Сия картина, по словам гд. Удни, есть одна из тех трех сокровищ Кореджевых, кои писал он для покровителя его герцога Мантуанскаго, хотевшаго подарить их импер[атору], помнится, Карл[у] Квинту. Три сии картины были: 1-я Леда, 2. [Ио,] [илл. 41] // [3] 3-я Даная [илл. 2]; физиономии и вообще все головы свидетелствуют болше, нежели тела (кроме болшаго купидона, хор[ошо] писаннаго), что они Корежевы. Картины сии были перевезены в Швецию, иныя проломлены, иныя обрезаны. Королева Кристина привезла их с собою в Рим, где они вычинены и потом по смерти ея проданы, болшая часть лутчих картин, особ[енно] Корежа, галлереей3 Duc’a de Chartres4, тогда куплена.

    Итальянский дневник В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го.

    Илл. 2. Tizian. Danae
    Тициан. „Даная“ (1554; к л. 3, 69 об.).

    2-я. Даная Тициянова лежащая [илл. 2] или, лутче, полуседящая на постеле, розами усыпанной, имея левую руку между ног и держащую простыню для употребления после утехи; на втором плане женшина, // [3 об.] держащая сосуд, в который збирает она золотой дождь. Лицо сей Даннаи лутче всех и прекраснее и Венер, и Данай Тицияновых, кои я видел доселе, изображающее дышущую восторгом женщину, коим она исполне[на]. Может быть, тело ея было столко же хорошо написано, но, будучи изрезано в несколко кусков зверскою набожностию и составленно потом не очень искусным художником, не имеет многих полутеней. И рисунок инде сух; но Тициян виден в лехких тенях, болшия круглости изображающих5.

    // [4] 3-я. Венера, цалующая купидона, и один молодой сатир, поднявший завесу и прелщающийся по-езувитски телом боги[ни]. Б. к. Гвидова, [пре]краснаго6

    4-я. Жена Уриева в бани, б. к. G. N. Тициянова, очен хорошо сохраненная и написанная; но Тициян был, видно, гораздо скромен и болше, нежели во всех его нагих картинах, потому что он закрыл искусно, но хитро лутчия части // [4 об] прекраснаго ея тела не полотном, но разположением ног и рук. Сия трудность принужила его несколко изломать тело, но не обезобразить. Может, сия картина писана была для какого-нибудь конетабля Principe7 Колона, разбивающаго и в исходе 18 века прерасныя тела греческих Венер для избежания от соблазну. В 20-ть такая похвалная премудрость; в 50 лет века своего превзойдет он всех остроготов и вандалов, искоренивших лутчую часть художеств в Италии.

    //[5] 5-я. Святая фамилия Андрея del Sarto8. 5 фигур; но богоматерь не красавица, и естли ето не портрет какой-нибудь хозяйки, заказавшей картину, то стыдно Андрею дел Сарто.

    6-я. Жиды, показывающия Христа на лобном месте народу, Тициянова попорченная картина, примеч[ания] достойна, потому что между народа ввел он свой портрет, порт[рет] им[ператора] Карла Квинта, и женшину, говорят иныя, жену его, иныя — лубовницу с дитятей.

    7-я9. Una delle lascive d’Agostino Caracci Venere castigando il figlio suo, sopra le spalle // [5 об.] del bambino [è] il sesso della Venere coperto leggermente con gazo10, тело вывихнутое à la Rubens, il n’y a que la tête du Cupidon moitié couverte d’un bandeau qui est d’un enfant sien11.

    8-я. Un ritratto d’uno scultore tedesco dipinto dal Giorgione, molti lo credono [di] esser il suo proprio ritratto. Ma si legge nella descrizione della galleria del duca Salviati che non è vero.12

    перваго манера до приезду его в Рим и при начале в Риме. Прилизанной штрих.

    10-я. Богоматерь на престоле, окруженная, как обыкновенно [у] Петра Перуджина, учителя Рафаилова; одна из лутче сохраненных картин его, кои я видел; но хуже писанная, нежели свод комнаты Ватиканской, где ученик его написал лутче его стены, пожар троянской, а другие не помню.

    // [6 об.] Славная картина Тициянова, украшающая ныне алтарь во дворце dì Monte Cavallo13 в Риме, представляющая торжество богоматери в Пизу [въезжающей], свя[таго] Николая и свя[таго] Севастияна голаго с двумя или 3-мя еще фигу[рами] и лутчайшую фигуру мужскую кисти сего мастера; куплена в Венеции была для доставления нашему двору за очень умеренную цену; но не дождавшись ответа, гд. Удни продал ея папе Ганганелли за 600 scudi14. Он мне сказывал, что мы могли ея иметь за половину оного, когда агличане давали 4 000 чер[вонцов].

     Итальянский дневник В Ливурну в другой раз приехал 1781-го года июля 7-го. 

    1 Джованни Болонья (итал.).

    2 В рук.: показалось.

    3 В рук.: .

    4 Герцога де Шартр ().

    5 В рук.: изображаемых.

    6

    7 Князя (итал.).

    8 Дель Сарто (итал.).

    9 В рук. здесь повторена цифра „6“, в силу чего дальнейшая нумерация картин нарушена.

    10 Одна из сладострастниц Агостино Карраччи, Венера, наказывающая своего сына; над плечами ребенка срамное место Венеры, прикрытое слегка газом (итал.).

    11 франц.).

    12 Портрет некоего немецкого скульптора кисти Джорджоне, многие полагают, что это автопортрет. Но в описании галереи герцога Сальвиати написано, что это неверно (итал.).

    13 Монтекавалло (итал.).

    14 Скудо (итал.).

    Л. 1. — т. е. на площади, называемой ныне Пьяцца Джузеппе Микели, связанной мостом с портом Ливорно.

    Л. 1. мраморная статуя — о памятнике Фердинанду I (1595) работы Джованни Бандини. Вкруг постамента расположены четыре бронзовые статуи пленных варваров (так называемые „Четыре мавра“); изваяны в 1607 Пьетро Такка и присоединены к памятнику в 1626.

    В Соборной церкве — Кафедральный собор Ливорно построен в 1594—1606 по проекту Алессандро Пьерони.

    Дом Совета на площади — Палаццо Комунале, находящийся на Пьяцца Гранде, был построен в 1720 по проекту Джованни дель Фантазиа; через некоторое время к нему была пристроена двойная мраморная лестница, исполненная по плану Бернардино Чурини.

    Л. 2. В доме аглинскаго консула, г. Удни называемаго, — о Джоне Удни см. подробнее во вступ. статье. Английский дипломат активно предлагал свои картины потенциальным покупателям. Так, в Архиве Уффиц сохранился печатный список части его коллекции (AFG, filza del 1791 a 37), в котором из картин, описываемых Н. А. Львовым, не упомянута ни одна. В этом собрании, судя по всему, находились по большей части копии, выдававшиеся за оригиналы, что крайне осложняет идентификацию полотен и установление их дальнейшей судьбы. В комментариях отмечается, фигурировали ли полотна, упомянутые Н. А. Львовым, на распродажах коллекций Дж. и Р. Удни на аукционах Кристи в 1800 и 1802; в тех случаях, если к сказанному русским путешественником прибавить нечего, реалии оставлялись без пояснений. То же относится к описанным ниже коллекциям семейств Сампьери и Капрара (Болонья) и Игнаца Унтербергера (Вена).

    Л. 2. , — судя по описанию, речь идет о копии со знаменитой „Данаи“ (ок. 1530) Корреджо, подлинник которой с 1827 находится в собрании Виллы Боргезе [илл. 1]. См.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century / Ed. by B. B. Fredericksen. Vol. I: 1801—1805. Santa Barbara; Oxford, 1988. P. 208; распродажа коллекции Р. Удни от 19. 05. 1804; № 99.

    Л. 2 об. — далее Н. А. Львов явно со слов Дж. Удни весьма неточно излагает историю четырех полотен, созданных Корреджо ок. 1530 и составляющих цикл „Возлюбленные Зевса“: „Даная“ [илл. 1], „Леда“, „Юпитер и Ио“ [илл. 41], „Похищение Ганимеда“ [илл. 40]. По свидетельству Вазари они были написаны для Федериго II Гонзага, которого Карл V Габсбург сделал первым герцогом Мантуанским. „Юпитер и Ио“ и „Похищение Ганимеда“ в начале XVII в. были привезены в Вену, где находятся по сей день (ныне — в собрании Художественно-исторического музея в Вене). „Леда“, „Даная“ и копия „Юпитера и Ио“ были захвачены в 1648 в Праге шведскими войсками; в составе коллекции королевы Христины Шведской в 1655 они перевезены в Рим. После ее смерти они попали сначала к кардиналу Аззолини, затем к герцогу дону Ливию Одескальки и наконец в 1721 к герцогу Филиппу Орлеанскому. Его сын, Луи Орлеанский, в припадках фанатической ненависти к наготе изображенных мифологических персонажей изуродовал многие из принадлежавших ему картин; это касается в первую очередь „Леды“ и копии „Юпитера и Ио“. После смены нескольких владельцев „Леда“ была приобретена во второй половине XVIII столетия Фридрихом Великим, от которого затем поступила после длительной реставрации в Берлинские государственные музеи. „Даная“, фактически не поврежденная, была вывезена в Англию из Франции Филиппом Орлеанским во время Великой французской революции и здесь продана. В 1816 она попала к графу Бриджвотеру, от которого через X. Хоупа перешла в 1827 в собрание герцога Камилло Боргезе. См. подробнее: Verheyen E. Correggio’s „Amori di Giove“ // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1966. Vol. XXIX. P. 160—192; La Danae e la pioggia d’oro

    Л. 3. Duc de Chartres — титул, полученный герцогом Филиппом Орлеанским (1674—1723) при рождении.

    — оригинал „Данаи“ (1553) Тициана находится в Прадо (Мадрид); ее авторские повторения — в собрании Головина (Нью-Йорк), Эрмитаже (С. -Петербург). Судя по описанию, — Н. А. Львов упоминает „женщину, держащую сосуд, в которой збирает она золотой дождь“ (на оригинале в Прадо она ловит золото в подол), — речь идет о варианте картины, находящемся в венском Художественно-историческом музее [илл. 2]. См. л. 69 об. и коммент. к нему.

    Л. 4. Венера, цалующая купидона... Б. к. Гвидова — см.: P. 614; распродажа коллекции Р. Удни от 18. 05. 1804; № 73.

    Л. 4. Жена Уриева в бани... Тициянова — в каталогах живописи Тициана картина на данную тему не фигурирует. Вместе с тем в перечне картин Дж. Удни, предлагавшихся Уффицам в 1791, названа „Варсавия в купальне“ Гвидо Каньяччи (AFG, filza del 1791 a 37).

    конетабля Principe Колонна — речь идет, по-видимому, о Филиппе Колонна, князе де Полиано, последнем коннетабле Неаполитанского королевства (ум. 1813). Непонятно, однако, какие его действия в духе Луи Орлеанского имеются в виду.

    Л. 5. Святая фамилия Андрея del Sarto — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 72; распродажа коллекции Р. Удни от 18. 05. 1804; № 75.

    Л. 5. Una delle lascive d’Agostino Caracci — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 164; Распродажа коллекции Дж. Удни от 28. 05. 1802; № 31. На этот сюжет существует также гравюра Агостино Карраччи из цикла „Lascivia“.

    Л. 5 об. Un ritratto d’uno scultore tedesco dipinto dal Giorgione — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 317; распродажа коллекции Р. Удни от 18. 05. 1804; № 69.

    Л. 5 об. Ma si legge nella descrizione della galleria del duca Salviati — мне известен лишь рукописный каталог собрания князя Якопо Сальвиати (составлен в 1668), ныне находящийся в Государственном архиве города Пизы. Однако Н. А. Львову, по-видимому, был показан какой-то апокрифический перечень, ибо в рукописном каталоге и в описании галереи Дж. Удни фигурируют различные картины.

    Л. 6. свод комнаты Ватиканской — о фресках в Сикстинской капелле Ватиканского дворца, созданных Пьетро Перуджино и его помощниками в 1480—82: „Крещение Христа“, „Путешествие Моисея и обрезание его второго сына“, „Передача ключей“.

    Л. 6. — о станцах Ватиканского дворца, украшенных фресками Рафаэля: „Станца делла Сеньятура“ (1509—10), „Станца Элиодора“ (1511—14), „Станца пожара в Борго“ (1514—17).

    Л. 6 об. Славная картина Тициянова — о „Мадонне с младенцем и Святыми Себастьяном, Франческо, Антонио Падуанским, Петром, Николаем и Екатериной“ (1538) Тициана. Ныне в Пинакотеке Ватикана.

    — постройка римского Палаццо ди Монте Кавалло (др. название — Палаццо Квиринале) была начата Папой Григорием XIII в 1574. С 1592 по 1870 — резиденция Римских Пап. С 1947 — оффициальная резиденция президента Итальянской республики.

    Л. 6 об. папе Ганганелли — т. е. Джованни Винченцо Ганганелли, в 1769—74 Римский Папа под именем Климента XIV.

    Раздел сайта: