• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Итальянский дневник
    Пиза — 10 июля 1781 я поехал.

    //[9] Пиза — 10 июля 1781 я поехал.

    Соборная церков, храм крещения, висящая колоколня и кладбище достойны примечания.

    Церков сколко своею величиною [примечателна], столко мрамором внутре и с наружи и несколкими колонами из краснаго порфира; но три двери бронзовыя, работы Giov[anni] Bologna превосходят все те, кои я до сего времяни видел.

    В нутре це[рквы] есть несколко посредственных картин, лутчия суть Андрея del Sarto.

    // [9 об.] 1-я св[ятая] Агнеса;

    2-я св[ятая] Петронила, лицо наипрекраснейшее, вид невинности божественной изображен в ея мине;

    3-[я] свя[тая...], позабыл, рядом с нею;

    4[-ый] святый Иоан;

    5[-ый] св[ятый] Петр апос[тол].

    Олтарь, состоящий из лапис лазури, из брокатели d’espagne15 и из verde antico16, более своим богатством, нежели архитектурою своею делает [честь] архиерею Гвиди, построевшему оной.

    // [10] Baptistaire17 — круглое болшое готическое строение, внутри и с наружи резбою мраморною украшенное, с наружи два столба выработаны с особым тшанием. В ней видна работа Николая Пизано, возобновившаго резбу в Италии, при церкве виден гроб Беатрисы, матери к[нягини] Матилды, служивший сему возобновителю примером, он состоит из греческаго саркофага, представляющаго доволно искусно вырезанную охоту Мелеагрову, болшая часть колон порф[ирнаго] мр[амора] и прочих привезена из Леванта в 12** году.

    Итальянский дневник Пиза — 10 июля 1781 я поехал. 

    H. A. ЛЬВОВ. Вид пизанской церкви Санта Мария делла Спина
    и набережных Арно. Рисунок пером.

    Итальянский дневник Пиза — 10 июля 1781 я поехал.  

    H. A. ЛЬВОВ. Вид Падающей башни в Пизе. Рисунок пером.

    // [10 об.] Висящая колоколня состоит из 8-ми орденов, один на одном готически построенных, имеет навесу — 7 локтей с половиною, т. е. 6 аршин с 1/4. Ужасное дело видеть сию громаду, почти на воздухе висящую, а войтить наверх оной по очень покойной однако леснице из нашей шайки никто, кроме меня, не выбрался; но и я не мог более минуты глядеть вниз с ея навесу, будучи во все сие время так точно, как бывает человек во время, как он падает или как с качели спускается. // [11] Кладбище превеликое, мраморное четвероуголное готическое строение, наподобие переход с одной стороны окнами открытых, построенное и наполненное древними саркофагами и некоторыми ректоров пизанской Академии, между оными поставлен также монумент маркиза Алгароти с надписью: à l’émule d’Ovide du disciple de Newton Fréderic le Grand18.

    В сем кладбище земля, привезенная из долины josaphat19, имела до 6-го или 7-го года // [11 об.] свойство превращать погребенныя в оную тела [в] 24 часа в пыл; [в] первыя 8 ча[со]в тело раздуется, [в] другия 8 ч[асов] опухоль опадет, в 3-ие 8 часов все превратится в прах, и останутся одни кости; но теперь она потеряла сию силу от множества погребенных в ней тел.

    Примечания:

    15 Испанской ().

    16 Темно-зеленый (итал.).

    17 Храм крещения (франц.).

    18 Сопернику Овидия от Фридриха Великого, ученика Ньютона (франц.).

    19 Иосафатской (франц.).

    Л. 9. Соборная церков — постройка Кафедрального собора Пизы, одного из самых значительных образцов романской архитектуры, была начата в 1064; освящение в 1118. В конце XII в. закончены фасад и главная абсида. После пожара 1595 года в центральных порталах установлены бронзовые двери, представляющие сцены из жизни Богоматери (в центре) и Спасителя (слева и справа). Они исполнены по рисункам Рафаэля Паньо учениками Джамболоньи Джованни Каччини, Пьетро Франкавилла, Орацио Моки, Пьетро Такка. Правый пилястр пресбитерия украшает картина Андреа дель Сарто „Св. Агнесса“. Другие его произведения, также созданные в 1529—30, находятся снизу от хор: справа — „Св. Катерина“ и „Св. Маргарита“; слева — „Св. Петр“ и „Св. Иоанн Креститель“. Алтарь храма изготовлен по рисунку Джованни Фоджини в 1678—86. Отметим, что шедевры готического искусства, находящиеся здесь (в первую очередь амвон работы Джованни Пизано и другие произведения его резца), внимания Н. А. Львова на себя не обратили.

    Л. 10. Baptistaire — половине XIV в. Упоминаемые Н. А. Львовым надгробия находятся ныне на кладбище Кампосанто. Это римский саркофаг IV в. н. э. с изображением охоты Мелеагра и фрагментами лежащей фигуры на покрышке. Так называемый саркофаг графини Беатриче, матери графини Матильды Тосканской, в действительности является римским по происхождению (II в. н. э.). На нем изображена история Ипполита и Федры; этот барельеф вдохновил Никола Пизано к созданию амвона в Крещальне.

    Л. 10 об. Висящая колоколня — строительство пизанской наклонной звонницы (Campanile o Torre cadente) было начато в авг. 1173. Работы завершены во второй половине XIV в., по всей видимости, Томазо Пизано. Высота башни по вертикали — 55,65 м.

    Л. 11. — т. е. Кампосанто, обширное прямоугольное сооружение, расположенное на территории античного кладбища, куда архиепископ Убальдо де’Ланфранки приказал в 1203 доставить большое количество земли с Голгофы. Существующая по сей день мраморная ограда с 43-мя ,,слепыми“ аркадами была воздвигнута в 1277 Джованни ди Симоне.

    Л. 11. Альгаротти Франческо (1712—1764), граф — итальянский прозаик, публицист и ученый. Скончался в Пизе.

    , — по всей видимости, подразумевалась доставка в 1203 земли с Голгофы.

    Раздел сайта: