• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Львов Н. А. - Державину Г. Р. 24 мая 1799 г. Никольское

    Г. Р. ДЕРЖАВИНУ

    24 мая 1799 е. Никольское

    Во-первых, благодарю тебя, мой добрый друг, за песенку, которую ты спел русскому Полкану; в ней полюбилась мне твоя мистика:

    И девятый вал в морских волнах,
    И вождь, воспитанный во льдах,
    Затем что наше дивно чудо,
    Как выйдет из-под спуда,
    Ушатами и шайкой льет
    На свой огонь в Крещенье лед.

    Вот беда только для меня — твое норвежское богословие: не вижу я никакой причины к воскресению замерзших и нелепых богов Северного океана:

    Нелепые их рожи
    На чучелу похожи,
    Чухонский звук имян
    В стихах так отвечает,
    Как пьяный плошкой ударяет
    В пивной пустой дощан.

    Я, право, боюсь, друг мой, чтобы не сказали в парнасском сословии, куда ты украдкою из сената частенько ездил, что

     
    В Петрополе явился
    Парнасский еретик,
    Который подрядился
    Богов нелепых лик
    Стихами воскресить своими

    Где были Аполлон, Орфей,
    Фемида, Марс, Гермес, Морфей.
    Как он, бывало, пел,
    Так грации плясали —
    И грации теперь в печали.
    Он шайку маймистов привел;
    Под песни их хрипучи, жалки,
    Под заунывный волчий вой
    Не муз сопляшет строй,
    Кувы́ркаюся валки.
    Бывало, храбрых рай он раем называл,
    Теперь он в рай нейдет, пусти его в Валкал.

    Сохрани, Господи, как первую букву нового твоего рая нечисто выпишет переписчик, то типографщик с печатным пачпортом тотчас отправит первого нашего героя вместо награждения за храбрые дела в ссылку на Байкал. Побереги, братец, Христа ради:

    И храбрые души,
    И нежные уши;
    Я слова б не сказал,
    Когда, сошедши с трона,
    Эрот бы Лелю место дал
    Иль Ладе строгая Юнона,
    Затем что били им челом
    И доблесть пели наши деды,

    Глаза у меня так болят, что я не токмо сам писать, но и поправить писаного не могу: с утра до вечера учу мужиков из пыли строить палаты; а пыль и солнце — весьма дурные окулисты. Что продиктовал, того у меня не осталось, а потому для справки прошу прислать мне копию, которую ямщик списать не позволяет.

    P. S. Я не токмо не получил от тебя 500 экземпляров «Росы»; но ниже 5 не отдавал Глазунову, с которым я не имел никакого дела. Для удостоверения сего пошли ты сам спросить сих экземпляров от имени моего и сообщи, пожалуйста, ответ его. Глазунову давал книги Петр Лукич, так не ему ли ты отдал? сему верь.

    Н. Львов

    Державину Г. Р. - 24 мая 1799 г. Никольское. Соч. Державина. — Т. 2. — С. 276. Письмо является откликом на присылку Г. Р. Державиным «Оды на победы французов в Италии графом Суворовым-Рымницким 1799 году» (СПб., 1799), в которой использованы образы скандинавской мифологии, о чем писал автор в примечаниях к ней: «Ода сия основана на древнем северных народов баснословии.

    Валка — небесная дева.

    Барды — певцы богов и героев.

    Валкал — рай храбрых.

    Русский Полкан — об А. В. Суворове, руководившем в 1799 г. действиями союзных войск в Италии против войск Французской республики; на условном мифологическом языке XVIII в. Полкан был аналогом греческого кентавра.

    — парафраз стихов Г. Р. Державина «Воспитанный в огнях, во льдах. Вождь будь полночного народа, Девятый вал в морских волнах».

    Наше дивно чудо Как выйдет из-под спуда — парафраз стихов из той же оды: «Се ты веков явленье, чудо!.. Луч, воссиявший из-под спуда».

    Маймисты — петербургское прозвище финнов.

    500 экземпляров «Росы» — неясно, какое издание имеется в виду.

    Глазунов — известный петербургский книготорговец.

    — т. е. Вельяминов.

    Раздел сайта: