Львов Николй Андреевич (1751-1803)
Казалось, что время за ним не поспевало.
М. Н. Муравьёв
На пороге стояла весна 1751 года, когда у новгородского губернского прокурора Александра Петровича Львова родился сын – Николай. Отец был несказанно рад наследнику, потому что жена дарила ему всё дочерей. Александр Петрович вышел к этому времени в отставку и жил с семьёй в небольшой деревне Черенчицы, которая досталась ему по наследству, а братья его Николай и Пётр получили родовое гнездо Львовых – село Арпачёво, что в двух верстах от Черенчиц раскинулось на берегу речки Таложенки в Новоторжском уезде Тверской губернии. Жена Александра Петровича Львова – Прасковья Фёдоровна, урождённая Хрипунова, имела деревни в Новгородской губернии и в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, где проживала её матушка, вдова-подполковница Мария Максимовна.
ком. Отец и мать думали, «что не сносить ему головы своей. Надобна ли ему, какая игрушка он изломает стол, стул, что встретится и игрушку своими руками сделает»,- писал его первый биограф.
Когда ему исполнилось восемнадцать, Николай прибыл в Петербург для прохождения действительной службы в Преображенском полку и получения систематического образования. В столице «приютил его к себе как сына» двоюродный дядя Михаил Фёдорович Соймонов – видный химик, геолог, возглавлявший Горное ведомство. Его поддержка, участие облегчили пребывание Львова в Петербурге. Но много в жизни зависело только от него самого, от его трудолюбия и таланта. Через тридцать лет юноша из провинции стал тайным советником, действительным членом Российской академии, почетным членом Академии художеств, членом Вольного экономического общества, главным директором угольных приисков и управляющим училищем землебитного строения в Экспедиции государственного хозяйства, аденом Опекунства иностранных, кавалером орденов Св. Анны второй степени и Св. Владимира третьей степени.
Как многогранен его талант! Поэт и архитектор, переводчик и механик, дипломат и садовник, балетмейстер и конструктор машин, гидротехник и художник, печник и историк, гравёр и археолог, музыкант и ботаник, этнограф и скульптор, искусствовед и геолог, редактор и строитель. Кажется, невероятно много для одного человека, ведь и жизни его земной было немногим более пятидесяти лет.
Разносторонняя одарённость, высокая работоспособность проявились уже в первые годы жизни его в Петербурге, когда он обучался в кадетских ротах Измайловского полка. Кадеты выпускали рукописный журнал «Труды четырёх разумных общников», живое участие, в котором принимал Львов. С каким юмором, иронией дал он шутливую зарисовку событий одного дня своей полковой жизни в стихотворении «Хочу писать стихи, а что писать не знаю»:
Итак, сегодня день немало я трудился:
И в школе пошалил, ландшафтик сделал я;
Харламова побил; праздна ль рука моя?
Я Сумарокова сегодня ж посетил,
Что каменным избам фасад мне начертил.
У Ермолаева что брал я срисовать…
Военная служба не привлекала Львова, и с 1773 года по протекции П. В. Бакунина он стал курьером при Коллегии иностранных дел. Скоро, весьма успешно овладев европейскими языками, он был причислен к специалистам этого ведомства.
В 1777 году Николаю Александровичу представилась возможность отправиться в восьмимесячное путешествие по Европе. О благотворном влиянии путешествий на Львова писал его друг Михаил Никитич Муравьёв: «Много способствовали к образованию вкуса его и распространению знаний путешествия, совершённые им в лучшие годы жизни, когда чувствительность его могла быть управляема свойственным ему духом наблюдения. В Дрезденской галерее, в колоннаде Лувра, в затворках Эскуриала и, наконец, в Риме, отечестве искусств и древностей, почерпал он сии величественные формы, сие понятие простоты, сию неподражаемую соразмерность, которые дышат в превосходных трудах Палладиев и Мишель Анжев».
Франция эпохи энциклопедистов переживала театральный бум. Львов с друзьями посещал классические трагедии, оперные спектакли и особенно тогда модные комические оперы.
* * *
Н. Л. Львов
Увлеченный театром, Николай Александрович по возвращении в Петербург создал любительский театр в доме П. В. Бакунина, где были поставлены комедия Ж. Ф. Реньяра «Игрок» и комическая опера А. Саккини «Колония». Среди актёров-любителей особым очарованием, сценическим темпераментом, красивым, хорошо поставленным голосом выделялась дочь Сенатского обер-прокурора Мария Алексеевна Дьякова. В неё влюблялись многие. И. И. Хемницер посвятил ей первое издание своих басен, граф Сегюр на обороте её портрета, созданного в 1778 году Левицким, написал:
Ничто не сравнится с изяществом её вида…
И в сердце больше добродетели, чем красоты в лице.
Влюбился без ума в неё и Николай Львов. И она душою предпочла его. Он сватался, но родители отказали в руке дочери. Кто таков? Чинов не заслужил, состояния не нажил, какая-то деревушка под Торжком! О таком женихе и слышать не хотели. Влюблённым запретили встречаться, даже переписываться. Львову удалось передать Машеньке томик «Календаря муз», где он написал:
Нет, не дождаться вам конца,
Чтоб мы друг друга не любили,
По знать вы это позабыли,
Что наши говорят сердца.
Семейное предание рассказывает о романтической истории их венчания. С младшей сестрой Марии – Александрой был помолвлен друг Львова, поэт, к тому же богатый украинский помещик Василий Васильевич Капнист. Однажды, когда он сопровождал свою невесту и Марию на бал, карета свернула к деревянной церкви на Васильевском острове, где их ждали Львов и священник. Торопливое венчание, и Машеньки с сестрой и Капнистом отправились на бал. Более трёх лет хранили они тайну брака. Позднее Львов признавался: «Сколько труда и огорчений скрывать от людей под видом дружества и содержать, в предосудительной тайне такую связь…» В 1784 году Львов получил запоздалое согласие родителей Машеньки. Что изменилось? Многое. Марии Алексеевне было уже 28 лет. Всех достойных, по мнению родителей, женихов она отвергла. Укрепилось и положение Николая Александровича. Он стал известным архитектором. Его зодческий дебют – проект собора в Могилёве был одобрен Екатериной II, а австрийский император Иосиф II подарил золотую с алмазами табакерку. Утверждены к строительству проекты Невских ворот Петро-павлавской крепости и здания «Почтового стана» – главпочтамта в Петербурге. В 1782 году Почтовый департамент был выделен из ведения Коллегии иностранных дел как «Главное почтовых дел правление», во главе которого встал друг и покровитель Львова граф А. А. Безбородко.
Более десяти лет прожил в казённой квартире Почтового стана Львов, где часто собирались друзья – поэты, художники, музыканты; Г. Р. Державин, А. В. Храповицкий, И. И. Хемницер, М. Н. Муравьёв, В. В. Капнист, А. Н. Оленин, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Е. И. Фомин. Они-то и составили так называемый «Державинский кружок». Львов стал его идейным вдоховителем, «гением вкуса, утверждающим произведения друзей своей печатью… люди словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимающиеся часто прибегали к нем на совещание и часто приговор его превращали себе в закон», – писал Державин. Некоторые считали его любимцем фортуны, счастливцем. На это Львов отвечал: «Счастья тот лишь цену знает, кто трудом его купил». Самозабвенно работая, добился он согласия родителей любимой женщины на брак. Мария Алексеевна вошла хозяйкой в дом, вернее, в казённую квартиру Почтового стана. Но вскоре Львов занялся устройством собственного поместья под Торжком и деревню Черенчицы превратил в усадьбу.
* * *
Мне построй покойный дом,
Вот чертёж и мысли главны
Мной написаны пером.
Г. Р. Державин – Н. А. Львову
– Торжок и Новоторжский уезд, недаром друзья называли его «новоторжец».
9 июня 1785 года в Торжке был праздник: в древнем Борисоглебском монастыре закладывали новый собор по проекту Н. А. Львова. Сама императрица серебряным молоточком и лопаточкой уложила первый камень. Об этом Львов сообщал в письме Л. Воронцову: «Изволила государыня закладывать соборную церковь».
Борисоглебский храм – один из лучших образцов русского строгого классицизма, Львов утверждает в нём основные принципы своего творчества: компактность объёма, строгость форм, прекрасные пропорции, сдержанность украшений. Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря, удачно выбрано место – с разных сторон он воспринимается по-разному: со стороны реки, из центра города, открывается его лёгкий силуэт, со стороны въездных ворот мы видим сразу два фасада, создающие эффект монументальности.
В климатических условиях России Львов первым реализовал идею двойного купола в могилёвском соборе. В Борисоглебском соборе в Торжке он использует ту же систему: верхний купол – световой фонарь с большими арочными окнами, нижний в центре имеет проём, через него мягкий рассеивающийся свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. По замыслу архитектора был выполнен интерьер собора: пол из чугунных плит, колонны и стены отделаны «под мрамор» палевого цвета, все 37 икон для главного иконостаса «писаны на казённый счёт В. Л. Боровиковским».
Особенно выразительна в ансамбле монастыря устремившаяся ввысь надвратная колокольня-церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная по проекту Львова в 1804 -1811 годах местным архитектором Ф. В. Ананьиным. Колокольня четырёхъярусная: в нижнем ярусе – арка входных ворот, в следующих – церковь, звонница, изящная ротонда-бельведер, увенчанная шпилем.
да. Одну из них он подарил Торжку. Стройная двенадцати-колонная ротонда стоит на главной площади, на берегу Тверцы. Исследователи и поныне спорят о её первоначальном назначении: то ли это публичный колодец в системе городского водопровода, то ли часовня. В любом случае ротонда органично вписывается в ансамбль площади, являясь её украшением.
данными по проектам или при участии Львова. Архитектурное творчество Львова приходится на время наивысшего расцвета усадебного строительства в России (1780-90-е гг.), когда дворяне, получив свободу от обязательной воинской службы, уезжали в свои деревни и строили там дома по типу городских дворцов. Именно в эти годы создал Львов на редкость поэтичные усадебные постройки. Его цель как зодчего – всеохватывающая архитектурная гармония с природой и человеком. Пример тому – усадебный комплекс Митино-Василёво Львовых (дальних родственников Николая Александровича). В Митине и сегодня можно увидеть въездную аллею стриженых елей, пейзажный ландшафтный парк и двухэтажный барский дом на высоком берегу Тверды, построенный в 40-е годы XIX века на месте прежнего, деревянного. Перед домом – «скальный» парк.
Когда-то несколько ступенек вели от дома на террасу к пруду, а невдалеке, в глубоком устье ручья был устроен каскад прудов, впадавших в Тверцу. Сохранились хозяйственные постройки усадьбы: винный склад, конюшни, скотный двор и удивительный по форме погреб-пирамида. Арки входных ниш в погреб выполнены из «дикого» камня-валуна. Этот излюбленный отделочный материал Львова позволяет использовать эффект контраста: разноцветные каменные валуны живописно выделяются на фоне гладких облицовочных плит пирамиды.
На противоположном берегу Тверцы находится усадьба Василёво. Барский дом располагался вдали от берега, у ручья, где была сооружена система террасных прудов, украшенных затейливыми гротами из «дикого» камня. Завершал систему прудов стометровый арочный мост из камня-валуна. Это непревзойдённое инженерное сооружение можно назвать «каменной симфонией» Львова. Стороны моста различны: фасад, обращённый к каскаду прудов, наделён богатой архитектурной пластикой арок, ниш, контрфорсов; другая сторона, обращённая к лесу, представляет собой стену из камня-валуна с центральной аркой. В Митине и Василёве Львов удачно решил «смотровые» площадки, с которых открываются дальние и близкие перспективы на речку, парк, лес, на соседнюю усадьбу.
Шедевром архитектурного творчества Львова называют усадьбу Ф. И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раёк, что в двадцати километрах от Торжка. От чугунной решётки въездных ворот по обе стороны расходится колоннада. Эта «белая сказка колонн» как ожерелье охватывает овальный парадный двор. От ворот до флигелей колонны одинарные, а флигеля соединяются с домом галереями с балюстрадой, прогуливаясь по которым можно было любоваться парком и окрестностями. Архитектурное оформление флигелей, в которых размещались хозяйственные службы, театр, оранжерея, перекликается с центральным домом: кубы, завершённые куполом с шаром. Центральный дом украшен четырёхколонным портиком. Колонны охватывают два этажа и заканчиваются треугольным фронтоном. Колоннада, флигеля, дом – всё гармонично соединено в архитектурный ансамбль, органично слито воедино, наполнено светом и воздухом.
зал (в оформлении его чувствуется львовская выдумка): стены украшали лепные гризайли, легкий орнамент и медальоны, два камина; паркетный пол особой конструкции – «плавающий», во время танцев он слегка покачивался, а сверху, из-под купола, лились мягкий свет и музыка. Здесь также двойной купол, а в световом фонаре была комната, где во время бала размещался оркестр. Из окон зала открывался вид на центральную аллею парка, ведущую к речке Логонежи, где были устроены пруды с дамбами из валунов. В парке было множество «затей»: беседки, гроты, курьёзные парковые павильоны. Теперь лишь вековые липы храпят память о них. Усадьба Раёк созвучна парадным итальянским дворцам Палладио, но Львов вложил в неё содержание и дух русской усадьбы.
* * *
Но были ль бы и здесь так дни мои спокойны,
Когда бы не был я на Счастие женат?
Н. А. Львов В своем родном Новоторжском уезде – Львов создал настоящий венок эмоционально выразительных усадебных ансамблей. Кроме уже названных: Митино, Василёво. Знаменское-Раёк – это еще и Арпачёво – имение дяди, Прямухино – родственников и друзей Бакуниных, Горницы – Беклемишевых. Но полностью, по своему вкусу, когда он был свободен в выборе средств и приёмов, он обустроил свою усадьбу Черенчицы-Никольское. Возле деревни был ничем не примечательный участок: у края заболоченной низины стоял деревянный дом, рядом пруд и старый сад, а вокруг овраги да холмы. Все эти «неудобия» явились основой для свободной, живописной планировки парка. Львов провёл дренаж, осушил болото и превратил Никольское в живописный усадебный ансамбль с огромным хозяйственным комплексом: скотный двор, риги, зернохранилище. ветряная мельница, конюшня, погреба, кузница. Во всех утилитарных постройках Львова неизменно воплощается принцип архитектуры классицизма: целесообразность, прочность, красота. Очень профессионально была разработана гидротехническая система, которая включала пять искусственных прудов, плотины, дренажную сеть, деревянным подземный водопровод, несколько ключевых колодцев.
пристроить два флигеля, по-видимому, пристроили лишь левый, а справа только заложили фундамент. Свой дом Николаи Александрович оснастил новшествами и удобствами: водоподъемная машина подавала воду на второй этаж, отапливался дом по «воздушной» системе, которую Львов сконструировал и описал в книге «Пиростатика воздушных печей». Камины также были особого устройства – своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, что стояли рядом с камином, наполненные розовой водой или другим ароматизатором. Через решётки ваз свежий, тёплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты. Задолго до появления водяного отопления Львов изобрёл «паровую кухню» – пар варил кушанья, мыл посуду, вращал вертела. Дом был удобным и уютным. В отделке интерьера продумано всё до мелочей. Мария Алексеевна была великой искусницей, смастерила необыкновенные обои, расшитые разноцветной шерстью по соломе.
До наших дней дошла лишь часть центрального дома и западный флигель. Рядом с домом в «собственном» садике стоит погреб-пирамида – трёхъярусное сооружение. Верхний ярус -световентиляционная камера, второй – наземный – своего рода павильон, свод и стены которого расписаны строгим орнаментом и гирляндами. Здесь хорошо было в жару отведать фруктов, прохладительных напитков. Нижний ярус – ледник, в него ведёт отдельный арочный подземный вход.
В панораме, открывающейся с площадки дома, было тщательно обдумано размещение архитектурных построек, поэтому Львов вырубил лес, расширяя перспективу их обзора. У прудов, в Петровой горе были устроены кузницы. Романтический их декор – арки, ниши из разноцветного камня-валуна, особенно выразительны были при вспышках горна. От дома дубовая аллея вела к храму-усыпальнице, поставленному на холме. Вечерне солнце золотило купол и «заходило в храме». «Я всегда дума выстроить храм солнцу, – писал Николай Александрович, – чтобы солнце в лучшую часть лета сходило в дом свой покоится». Храм Воскресения – одна из самых прекрасных ротонд русской архитектуры. В подземной части её находилась родовая усыпальница Львовых, в мощном цокольном этаже из тёмных блоков колотого валуна – тёплая Никольская церковь, над ней – безколонная ротонда – храм Воскресения. Этот контраст передает диалектику жизни и смерти. Есть что-то неразгаданное в обаянии этого здания, какая-то глубокая тайна вдохновения. Благодаря гармоничному соотношению частей, благородству форм храм-усыпальница – одно из самых совершенных творений архитектора, хотя Николай Александрович и не успел завершить его отделку.
Не успел он уделить больше времени Марии Алексеевне и детям, а их у него было пятеро: Леонид, Александр, Елизавета, Вера, Прасковья, потому что вечно был в разъездах по изысканиям, строительству, издательской деятельности.
* * *
С любимыми прощусь
Женой не разлучусь
Н. А. Львов
Ни храма ни созвездия
ему не посвятят
Рубеж веков оказался для Николая Александровича трагичным. В 1799 году после смерти его покровителя А. А. Безбородко на него завели дело по поводу расходов на землебитные постройки. Длительное нервное напряжение подорвано здоровье Николая Александровича: на десять месяцев он оказался прикованным к постели.
В те тяжёлые дни мучило его чувство вины, что в суете дел не отдал он последний сыновний долг матушке своей Прасковье Фёдоровне. Семь лет как умерла она, похоронили её на родине в селе Покровском Вышневолоцкого уезда. Николай Александрович всё хотел поставить какой-то особенный надгробный памятник своей матушке, да видимо, не удалось. Спешно приказал изготовить плиту из белого камня. На оборотной стороне её высечена надпись: «Любимой матери – любимый сын. 1800 год».
Неведом и конец нам – вечности начала;
…
Ведь каждому своя дорога…-
писан он А. М Бакунину в Прямухино.
Его дорога оказалась короткой, но успел он сделать столько, что под силу десяткам учёных. Гениальный самоучка, Львов свой талант и труд отдал на благо России, нередко предугадывая, предвосхищая потребности дня. Впервые н России сконструировал бумагоделательную машину, разроботку торфа и каменного угля, издал книгу «О пользе и употреблении русского каменного угля», изобрел каменный картон – вид рубероида. Заботясь о сохранении леса, изобрел способ «землебитного строительства», из «битой» – прессованной, скреплённой известковым раствором земли. Открыл два училища землебитного строительства. По заказу императора Павла I построил землебитный Приоратский дворец в Гатчине. сохранившийся и поныне. Создал проекты почтовых станций, мостов, верстовых столбов для дороги С-Петербург-Москва. В 1790 году издал «Собрание русских народных песен с их голосами» в музыкальной обработке Прача. Не только русские музыканты, но и Бетховен, Россини черпали вдохновение, используя мотивы песен, многие из которых собраны Николаем Александровичем в своей деревне. Написал либретто опер «Сильф», «Ямщики на подставе», «Милета», «Парисов суд». Отредактировал и издал две летописи, одна из них названа его именем – Львовская. Перевёл и издал «Четыре книги Палладиевой архитектуры». Переводил Сафо, Анакреона, Петрарку и скандинавский эпос «Песнь норвежского витязя Геральда Храброго». Иллюстрировал «Метаморфозы» Овидия и «Сказку о царевиче Хлоре», сочинённую Екатериной II для внука Александра. Как гравёр он первым в России работал в технике лависа. Львов – автор эскиза ордена Святого Владимира. В последний год своей жизни Николай Александрович возглавил экспедицию по обследованию минеральных вод Кавказа и Крыма, где вёл экономические исследования, археологические изыскания и составил проекты водных лечебниц.
Будучи человеком деятельным, представителем передовых научных взглядов, Львов имел много недоброжелателей, завистников. Об этом писал Ф. П. Львов: – Всегда и во всех почти краях при открытии новых польз общественных страдали виновники оных, озлобляя зависть, были гонимы». Подобной участи не избежал и Львов. Землебитное училище закрыли, уголь, доставленный в Петербург, не был принят. Оборота капитала не было, росли долги.
Другой ход солнечный проверил,
Измерил самый океан;
Нашел полночну стрелку,
А что же вышло на поверку.
– продырявленный карман,-
писал он А. А. Мусину-Пушкину.
Исследователям литературного творчества Львова удалось в наши дни собрать его басни, стихи, эпиграммы, пьесы, переводы и издать «Избранные сочинения». Ещё у Николая Александровича была мечта – составить словарь русских художников, чтобы «поставить их лицы в кивот памяти».
Не успел…
Он умер в Москве. Мария Алексеевна была при нём. Когда-то он писал:
Влюбился,
Женился
Он любил жизнь, любил жену и детей, любил Россию, много ездил по ней и украшал ее своими творениями. В последний путь Россия провожала его рождественскими морозами. Прах его привезли в Никольское-Черенчицы. В усыпальнице у алтаря положили бронзовую плиту: «При вратах храма сего почиет прах соорудившего оный Николая Львова, родившегося 1751 скончавшегося 1803 года декабря 22 на 52 году от рождения».
ме к A. M. Бакунину в 1806 году благодарила его за хлопоты в Консистории по отмежеванию церковной земли, распорядилась выделить дом для сторожки, «чтобы поп всем доволен был… Боже мой, когда моё желание исполнится, чтоб была в Никольском служба». Храм освятили в августе того же года. Мария Алексеевна умерла год спустя, в 1807 году, ей тоже было 52 года. Как будто судьба отмерила им эти равные сроки земного бытия. Прах её положили рядом с тем, кого она любила больше всех на свете.
После смерти родителей опекуном дочерей Львовых стал Г. Р. Державин, который женился (вторым браком) на Дарье Алексеевне Дьяковой – сестре Марии Алексеевны. В 1810 году Державин приехал поклониться могилам друзей, написал: «Да вьётся плющ, и мир здесь высится зелёный, хор свищет соловьев, смеётся пёстрый луг».
«поругано и изображено». Львовых в мавзолее нет.
Судьба новоторжских усадеб горька, они разделили участь многих русских усадеб. Но пока живы необычайно одухотворённые, на редкость поэтичные архитектурные творения Львова, они не только украшают нашу землю, обогащают нашу жизнь, они являются духовным достоянием России.
Архитектурное наследие Н. А. Львова в Новоторжском крае – это лишь часть многогранного творчества этого удивительного человека, чей гений осветил основные направления развития русской культуры второй половины XVIII века.